Летопись России в металле
Журнал "Клинок Булатный" № 5 (10) 2008
ЛЕТОПИСЬ РОССИИ В МЕТАЛЛЕ
Традицию чеканки медалей и вручения их служилым людям — военным и гражданским — Пётр Первый привёз из Европы. Самая же первая российская серия медалей была посвящена Северной войне 1702-1714 гг. О традициях российского медальерного искусства в их Сегодняшнем преломлении рассказывает Генеральный директор компании «Россика» Дмитрий Чекалин.
- Вы начинали как художник-иконописец, а потом вдруг решили заняться медалями. Отчего такая трансформация?
- Не вдруг. Но давайте по порядку. Закончил иконописную школу при Московской духовной академии. Потом работал в ико¬нописной мастерской Троице-Сергиевой Лавры. Писал отдельные иконы, иконостасы. И вот однажды Лавра получила заказ от Мо¬сковской патриархии, понадобились художники, знакомые с ре-лигиозной тематикой, что называется, не понаслышке. Мне и ещё одному иконописцу было поручено разработать дизайн медалей на темы сотворения мира и апокалипсиса. Конечно, поначалу оторопь взяла - раньше-то к медалям отношения не имел. Однако надо было браться за работу. Принялся изучать книжные миниатюры, а после на их основе уже разрабатывал дизайн. Медали выпускались на темы юбилеев различных организаций, портретные медали были распространены, а вот чтобы такая повествовательная, я бы даже сказал, эпическая раскрывалась тема, такого не было.
- Как сейчас модно говорить, задача перед вами была поставлена инновационная.
- Да, можно и так сказать.
- Медальерное искусство по природе своей весьма консервативно. Канонические приёмы изображения, необходимость на маленьком пятачке разместить максимум содержания. Как же с этими ограничениями сообразуется свобода творчества?
- У медали, скорее, композиция, канона как такового у неё нет. Просто надо изображение грамотно закомпоновать в круг. Определённые ограничения диктует и технология. Однако на самом деле, когда круг возможностей сужается, работать гораздо интереснее. Это похоже на то, как ведётся разработка логотипа. Максимальная выразительность при скупом наборе художественных средств.
- Зритель сегодня перекормлен глянцевыми красотами. Образы, которые вы создаете на своих медалях, способны ли они конкурировать с изощрённой рекламной броскостью кино- и фотоизображений? Не выглядят ли анахронизмом?
- Видите ли, сейчас и медали, и даже монеты делаются, как принято говорить, с наворотами. Тут и вставки из драгоценных камней, и голограммы, и цветные эмали. Медальерное искусство тоже ведь на месте не стоит, оно развивается. Но и сегодня, в век гламура и глянца, не перевелись любители классического искусства, в том числе выразительной и лаконичной пластики медали.
- А какой подход исповедуете вы?
- Мы ведь не для себя работаем - для клиента, заказчика. Надо владеть различными приёмами. Например, эмаль мы тоже применяем. Недавно выполняли заказ Московской медицинской академии имени Сеченова. У неё юбилей - 250 лет. При изготовлении памятной медали использовали эмаль и выборочное золочение.
- Художник, даже самый возвышенный и романтический, не может прожить без заказа. Коммерческое начало в вашей работе присутствует - это понятно. А вот есть ли у вас некая сверхзада¬ча - по Станиславскому.
- Главное для нас - в медалях отобразить историю страны. Конечно, не с нас это началось, мы продолжаем традицию, существующую со времён Екатерины II. Вот, например, собираемся выпустить серию медалей к 400-летию дома Романовых - с портретами монархов. Здесь есть предыстория. Великая княгиня Мария Владимировна, нынешняя глава дома Романовых, заказала мне наградную медаль «За усердие и помощь». Сказали, что уже надо готовиться к празднованию юбилея дома Романовых. 2013-й не за горами. Есть у нас серия медалей с портретами правителей России, начиная со Львова, председателя Временного правительства, и завершая президентом Медведевым. Набор из одиннадцати медалей посвящен Московскому Кремлю. О нём хотел бы рассказать подробнее, думается, он того заслуживает. Мы решили добиться тематического разнообразия -ведь в Кремле сосредоточены настоящие жемчужины архитектуры, скульптуры, прикладного искусства. Изобразили на медалях Спасскую башню, кремлёвские соборы, государственные регалии, сокровища Оружейной палаты. Для изготовления медалей использовали такие материалы, как серебро, серебро с позолотой, томпак - раз¬новидность латуни, медно-цинковый сплав, отличающийся высокими хтетическими качествами. Тираж этого набора - 300 экземпляров. Качество - «пруф» (об особенностях технологии «пруф» см. ниже. -Прим. ред). Это если говорить о светской истории государства. По церковной же линии мы выпустили наборы медалей «Сергий Радо¬нежский», «Николай Чудотворец». Они посвящены самым известным и прославляемым русским святым. Преподобный Сергий - духовный покровитель Русского воинства. Он, как известно, благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву (ей мы тоже посвятили набор медалей). Святитель Николай - покровитель путешественников, помощник бедных и невинно осуждённых. Будут и ещё серии медалей, посвященные православным святым. Сейчас работаем над набором, посвященным житию Серафима Саровского.
- Какой медальерной технологии отдаёте предпочтение?
- Я уже её упоминал. Технология «пруф». Это когда фон зеркально полированный и матированное рельефное изображение. Обратный «пруф» - наоборот. Это современная технология, требующая применения высокоточных станков. Приходится делать всё в вакууме, чтобы ни одна пылинка не попала. Одна пылинка - на полированном фоне уже остаётся царапина, это уже считается браком. Кстати, брак всегда присутствует, небольшой процент. Когда медаль чеканится, всегда делают несколько больше экземпляров, чтобы можно было выбрать. Как производится медаль? Сначала создаётся эскиз (художественная часть), потом делаем формы - сначала из пластилина, потом из гипса. Гипсовую форму сдаём на монетный двор в заказ. Технология «пруф» имеет свои особенности, например, в ней трудно исполнить портрет. Однако если посмотреть на такую медаль -с портретом, то это всё-таки не фотография, а рельеф: под разными углами по-разному смотрятся, как бы меняется выражение лица.
- За какие заказы - светские или церковные - берётесь охотнее?
- Мы в основном разрабатываем собственные темы. Но конечно, от заказов тоже не отказываемся. Например, выполняли заказы для «Банка Москвы», банков «Возрождение», «Московский капитал». Как у нас всё происходит? Сначала я начинаю разрабатывать дизайн и одновременно оповещаю потенциального заказчика о том, что ведётся такая-то работа. Например, когда мы работали над серией, посвященной житию Николая Чудотворца, я приехал в Патриархию, чтобы получить благословение святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Так получилось, что там я был представлен наместнику Никола-Угрешского монастыря епископу Люберецкому Вениамину. Он рассказал, что вскоре предстоит отмечать юбилей обители. Я показал свои эскизы, владыке они понравились. Попросил меня на реверсе медали изобразить их монастырь, что я и сделал. Вот такой был заказ.
- У каждого автора есть работа, которую он воспринимает как творческий пик. Какая серия медалей вам принесла наибольшее удовлетворение?
- Действительно, есть работы более или менее удачные. По прошествии времени всегда хочется что-то изменить в том, что уже сделал, ведь художник никогда не должен останавливаться на достигнутом. Моя первая самостоятельная работа «Житие Сергия Радонежского» - наверное, она больше всего и запомнилась. Хотя и её сейчас бы, пожалуй, сделал совершенно по-другому. Но что касается художественных изделий, то мне нравятся две медали, считаю их наиболее удачными. Одна сделана в память 250-летия со дня рождения преподобного Серафима Саровского. Это был заказ Курской епархии. И медаль к 250-летию Московской медицинской академии имени Сеченова. С художественной точки зрения, эти две медали, по-моему, наиболее удачные.
- Иначе говоря, перед старыми мастерами краснеть за них не пришлось бы.
- Надеюсь, что нет. Хотя современные медали не идут ни в какое сравнение с работами старых мастеров. Старинные медали - это образцы высокого искусства. И конечно, тогда была другая технология, гораздо больше ручного труда. Сейчас на монетных дворах весь процесс изготовления медалей ускоряют. Раньше же над каждой медалью подолгу работали, с любовью и великим тщанием.
- Ваши наборы представляют собой эксклюзивные подарки -из разряда тех, что берут с собой в зарубежные командировки. Скажите, вы какие-нибудь отзывы от VIР-персон получаете?
- Тут трудно говорить об устойчивой обратной связи. Мы получаем благодарственные письма от Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, Правительства Московской области, от банковского сообщества. Наша компания сотрудничает с Подарочным фондом Правительства Российской Федерации, с другими структурами Управления делами президента РФ. Действительно, наши наборы министры и другие большие руководители берут с собой в зарубежные командировки, на переговоры. Можно сказать, что мы в своих изделиях представляем Россию на самом высшем уровне. Отмечу, что в настоящее время коллекционные наборы медалей востребованы в ка¬честве представительских подарков.
- Вы сказали «коллекционные». А сами вы к роду-племени собирателей принадлежите?
- Стараюсь обязательно сохранять эскизы и все, конечно, медали, которые делались на заказ, оставляю хотя бы в одном экземпляре. Значки, монеты не собираю. Когда-то мы хотели заняться ещё производством нательных икон, но руки не дошли. Их я коллекционирую - тоже ведь мелкая пластика, сродни медалям.
Беседовал Дмитрий Умецкий