Православная святость – в медальерной пластике
Медальерное искусство называют то «бронзовой летописью», то «письмом в будущее». В условиях происходящего возрождения религиозного сознания свою нишу образуют нумизматические памятники – настольные медали.
Эстетический потенциал медали бесспорен. Это – предмет пластического искусства в виде замкнутой и самодостаточной формы, это законченное творение, говорящее на своем, особом, но доходчивом языке.
Собрания медалей создавались и за пределами «церковной ограды» - в историко-краеведческих музеях и в частных коллекциях. В наше время наблюдается повышенный интерес к медалистике. Объяснение этому процессу дается в исследовательской работе В.Д. Кривцова «Аверс №3. Царские награды, знаки, жетоны и атрибутика: Каталог для коллекционеров». В главе о российских настольных медалях отмечается: «Видимо, с ростом самосознания россиян возрастает чувство патриотизма, которое зримо проявляется в собирании именно российского антиквариата, в частности – настольных медалей».
Как по взыскательности в отборе сюжетов, так и по уровню художественного воплощения заметно выделяются экземпляры, передающие в холодной бронзе тепло православной святости. Развитие медальерного искусства этого направления подпитывалось, разумеется, не столько хроникой событий, сколько проявлением благотворного влияния церкви Христовой.
Первые русские настольные медали появились в начале 17 века. А уже во второй половине века они переживали бурный расцвет. Среди сюжетов – портреты князей и царей, многие из которых связали свою судьбу с Русской Православной церковью.
Среди медалей, появившихся в период царствования Екатерины II и предназначенных в основном для поощрения верноподданных, отметим особенно интересную. Это медаль 1759 г., отчеканенная в серебре по весу рублевой монеты того времени: «Поборник Православия». Она изготовлена как наградная, для поощрения рядовых греческих повстанцев, которые должны были содействовать планам российской императрицы в освобождении христианских народов от турецкого ига. Намечалось открыть ворота Константинополя христианству всего Балканского полуострова и снова водрузить над православной святыней – храмом Святой Софии православный крест, вместо турецкого полумесяца. Аверс медали – бюст Екатерины II, реверс – рисунок в аллегорическом стиле и надпись «Поборнику Православия».
Среди ранних русских медалей с христианской тематикой отметим выпуски, вдохновленные отголосками Отечественной войны 1812 г. несколько лет назад, на Нумизматической конференции в Государственном Эрмитаже отмечалась активная реакция медальеров на это событие: «Всколыхнувшая всю Россию «гроза двенадцатого года» породила в разных областях искусства множество произведений, проникнутых духом национальной гордости, патриотизма и героики», причем, патриотический порыв не обошел и российских медальеров – они создавали оригинальные медальерные проекты на церковные темы.
В память о 1812 г., манифестом императора Александра I от 30 августа 1814 г. учреждена, параллельно с отличиями для дворянства и купцов, специальная награда в виде креста. Она предназначалась «для награждения православных священнослужителей…» призывавших перед Алтарем Всевышнего теплыми молитвами своими благословение Божие на всероссийское оружие и воинство, и примерами благочестия ободрявшие народ к единодушию и твердости…». В манифесте предписывалось ношение награды «начиная от Верховного Пастыря (Митрополита) включительно, до священника».
Интересно, что в перекрестии на лицевой стороне воспроизводится выпущенная ранее медаль «В память Отечественной войны 1812 года» (с изображением «Всевидящего ока», окруженного лучезарным сиянием). На обороте – надпись: «не нам, не нам, а имени твоему». Этих наград удостоили около 40 тысяч человек духовного сана, находившихся на службе в 1812 г.
Отмечая 30 мая 1858 г. освящение величественного Исаакиевского собора, строившегося 40 лет и ставшего одной из важнейших градостроительных доминант Петербурга, монетный двор отчеканил настольную бронзовую медаль. Она продолжила интересную традицию в истории православных медалей, начавшейся еще в 1838 г.
…Ни одно сооружение русской культовой архитектуры не вызвало к жизни такого количества медальерных памятников, как Храм Христа Спасителя, изготовление которых было начато одновременно со строительством Храма и продолжается до настоящего времени. (подробнее см. «Миниатюра №11).
Однако образ выдающегося храма отражен и медалеподобных изделиях. Еще в 1880 г. выпущен жетон для членов «Общества хоругвегосцев Храма Христа Спасителя»; в 1912 г. – юбилейный жетон «В память отечественной войны 1812 – 1912 гг.» с изображением храма. Первый выполнен в серебре, второй – в латуни.
Сегодня тема приобретает второе дыхание. Возрождение на прежнем месте храма стало центральным событием, формирующим облик Москвы. Он становится популярным сюжетом, воспринимаемый не только как культурное сооружение, демонстрирующее величие духа Православия, но и как памятник героической истории.
Е. Сашенков. Москва
Миниатюра №39 1998